Большинство сетевых магазинов, кофеен и ресторанов открыты по франшизе. Их количество активно растет, ведь предприниматель покупает модель успешного бизнеса с проверенной концепцией и узнаваемым товарным знаком. А главное – с лояльными клиентами, которые доверяют компании и приносят стабильную прибыль.
Существует несколько видов франшиз:
- Товарная. Это продажа товаров определенного производителя с использованием его торговой марки. Партнер не вкладывается в производство и рекламу, занимаясь исключительно ритейлом.
- Сфера услуг. Это сетевые рестораны, салоны красоты, фитнес-клубы и десятки других сфер деятельности. Франшиза кофейни тоже относится к этой категории.
- Производственная отличается от предыдущих. Партнер покупает не только право использовать бренд компании, но и технологии или даже оборудование для производства. Партнер обязуется придерживаться технологий, чтобы продукция соответствовала стандартам качества основной компании.
Как работает франшиза?
Для начала разберемся с терминологией. Франшиза – это аналог лицензии, которая дает право покупателю заниматься определенным видом деятельности, используя название другой компании, визуальную концепцию, рекламные материалы. Франчайзер (владелец компании) предоставляет покупателю, франчайзи, право использовать торговую марку, помогая открыть бизнес с узнаваемой концепцией, стандартами и услугами основной компании. Владелец консультирует партнера по всем возникающим вопросам.
В Украине есть много примеров успешных компаний, которые занимаются продажей франшиз. Это сеть супермаркетов Novus, мини-пекарни Fornetti, рестораны Mafia или пиццерии Pizza Celentano Ristorante. К ним относится даже известный McDonald's. Сеть кофеен AROMA KAVA входит в десятку наиболее успешных компаний в сфере общепита. В чем же особенность этой формы сотрудничества и что она дает покупателю?
- Возможность быстро открыть собственный бизнес под эгидой узнаваемого бренда;
- Готовую торговую марку с названием, концепцией, визуальным оформлением и позиционированием;
- Брендированную продукцию: вывеску, форму, посуду, расходные материалы;
- Успешную бизнес-модель с четкими стандартами производства, сбыта, культуры обслуживания клиентов;
- А главное – партнера, который поможет оформить бизнес, выбрать оборудование и поставщиков, а также проведет обучение персонала.
Сколько стоит купить франшизу в Украине?
Это основной вопрос, интересующий предпринимателей. Фактическая стоимость – это единоразовый паушальный взнос. У каждой компании он разный. Например, паушальный взнос для франчайзи AROMA KAVA составляет 75 000 грн (на период карантина 25 000 грн). Это единая цена для всех видов заведений, будь то небольшой островок в торговом центре или полноценная кофейня, площадью 100 кв.м. К стоимости также относим роялти — ежемесячное отчисление владельцу сети определенного процента от дохода предприятия. Партнеры AROMA KAVA ежемесячно платят 2 %.
После заключения договора, покупатель может открывать свое дело. Но для этого нужны инвестиции. Аренда помещения, ремонт, закупка мебели, оборудования и всего, что нужно для работы – это немалая сумма. Но в случае с покупкой франшизы, она известна покупателю заранее. Если открывать бизнес самостоятельно, не имея опыта, можно сильно раздуть бюджет ненужным оборудованием, закупкой дорогих расходных материалов и продуктов. Что в общей сумме выйдет дороже, чем открыть бизнес по франшизе.